Студийный монитор — это, по своей сути, громкоговоритель, или акустическая система, с определенными особенностями. Внешне он похож на обычный громкоговоритель, но разница становится заметной сразу при прослушивании любого аудиоматериала. Студийный монитор максимально точно передает звук — его нюансы и недостатки. Это еще более очевидно, если рядом есть обычная бытовая Hi-Fi-акустика. Сравнение будет не в пользу бытовой.
Применяется в звукозаписи и сферах, требовательных к качеству звучания. Задача такой акустической системы состоит не в том, чтобы передать красоту звучания, а, наоборот, передать всю «правду» без прикрас, сделать акценты на дефектах звука и все их выявить. Студийные мониторы используются в процессе написания и прослушивания любой музыки, разных жанров и направлений. С их помощью ведется контроль качества звучания каждого музыкального инструмента и всей фонограммы в целом.
В основе требований к студийному монитору лежат линейность АЧХ и ФЧХ, диапазон частот (как можно шире), уровень искажений, мощность. Диапазон частотных характеристик должен быть настолько широким, насколько это возможно, чтобы минимизировать фазовые сдвиги. У мониторов музыкальных студий это примерно 20–50 000 Гц (в зависимости от вида и класса мониторов); контрольники, которые применяются для кино или сведения фонограмм для HD-форматов (SACD, DVDa, HDCD и др), имеют диапазон еще шире — до 100 000 Гц. Требование к системе заключается в максимально точном звучании, без окраски и искажений. Нелишними являются простота и доступность ремонта в случае выхода из строя.
Студийный мониторинг включает в себя следующие виды: ближнее, среднее и дальнее поле.
Самым компактным размещением отличаются мониторы ближнего поля. Их мощность не превышает 100 Вт, расстояние от звукорежиссера составляет до полутора метров. Устанавливаются прямо на стол или микшерский пульт либо крепятся на специальных стойках. Эффективный диапазон частот преимущественно средний и верхний, а также верхняя часть НЧ-спектра (от 60-80 Гц). Хорошие субнизкие (ниже 60 Гц) реализовать на мониторах ближнего поля удается редко. Благодаря этим особенностям они распространены в небольших полупрофессиональных или домашних студиях.
Студийные мониторы среднего и дальнего поля предназначены для крупных профессиональных студий. Благодаря наличию в конструкции больших динамиков низких частот у них более широкий частотный диапазон, в первую очередь в области НЧ. Спектр возможностей применения шире, например, в силу большей удаленности мониторов от ушей звукорежиссера на аппаратуре дальнего поля лучше реализуется контроль пространственных эффектов и прочее. Понятное дело, что результат работы на таких мониторах — итоговая фонограмма — намного качественнее, чем фонограмма, сведенная на мониторах ближнего поля. Однако и разница в цене тоже будет ощутимой.
Активные имеют встроенный усилитель мощности, что немного снижает потери качества звука благодаря производственной стыковке динамика и усилителя непосредственно (то есть без длинных проводов, в которых неизбежны потери). Они компактны и удобны в транспортировке. Минусами можно считать более высокую стоимость, необходимость питания 220W, наличие дополнительного шнура питания и розетки. Отдельно следует отметить гораздо меньшую гибкость — поэкспериментировать со звучанием, подбирая разные усилители, уже не выйдет.
Пассивные требуют использования внешнего усилителя. Такие студийные мониторы значительно гибче в настройках, так как при смене усилителя меняется качество звучания, и появляются более широкие возможности управления оборудованием. Основной трудностью считается подбор усилителя мощности. Именно он влияет на качество звука и требует специальных знаний.
Любая студия звукозаписи, укомплектованная по всем правилам, имеет в наличии аудиомониторы разных видов — и ближнего, и среднего поля.
Прежде всего стоит учесть, что даже самые совершенные (и дорогие) бытовые колонки классов Hi-Fi или Hi-End не заменят профессиональный звук и не облегчат сведение. Например, паспортная зависимость звукового давления от частоты звука у профессиональных мониторов имеет отклонения всего около 1-2 децибел. Это ничтожно мало. В бытовых колонках этот показатель достигает и 14 децибел, у хороших — 10-12 децибел. Разница очевидна, не так ли?
У профессиональных звукорежиссеров такого вопроса, разумеется, возникнуть не может. А вот у начинающих — запросто. Поэтому стоит пояснить, в чем именно заключается принцип выбора этого вида акустики.
Студийные акустические мониторы — это функциональная связка всех встроенных усилителей и динамиков, полностью совпадающая по частотным характеристикам. Парная установка отдельных усилителей на каждый встроенный динамик дает высокую гладкость частотной характеристики колонок.
Разумеется, мониторы, как и любую технику для студии, лучше всего «щупать» на месте. То есть непосредственно в магазине. Но так уж получилось, что возможность предпродажного прослушивания есть далеко не везде.
Чтобы купить студийные мониторы в Москве, можно и не тратить время на походы по магазинам. Сейчас достаточно интернет-магазинов, в которых можно заказать мониторы, дождаться доставки, прослушать технику, а в случае чего вернуть ее обратно и выбрать другую.
Следует знать, что студийные мониторы одной серии, но отличающиеся габаритами, имеют существенную разницу в мощности и широте диапазона воспроизводимых низких частот. Чем больше, тем дороже.
Если позволяет бюджет, лучше не скупиться и вложиться в самые большие студийные мониторы. Цена будет вполне оправдана качеством звучания.
Автор: United-Store. При перепечатке активная ссылка обязательна.
© 2013-2022 «United Store» интернет-магазин музыкального оборудования